Почтовая связь

Потребность в получении известий из других местностей возникла к глубокой древности. Первое упоминание о передаче вестей нашим предкам радимичам описывается в «Повести временных лет» (884-й год). На белорусских землях «почта» была развита достаточно широко, о чем говорят найденные в районах Витебска и Мстиславля берестяные грамоты XI–XV веков.

На Руси деловые государственные послания доставлялись в основном на лошадях. Гонец был вооружен шашкой и луком со стрелами, а о своем прибытии он оповещал звуками рожка. Таких «почтальонов» в то время называли «королевскими дворянами».

В ХIV–ХVI веках московские князья установили «Ямскую гоньбу», которая просуществовала до ХVIII века. По дорогам через каждые 20-30 верст были устроены станции – «ямы» или «ямские дворы» – для смены и кормления лошадей. От крупных городов в разных направлениях расходились почтово-торговые дороги с почтовыми станциями. Через Минск проходили старые торговые пути. Например, дорога из Смоленска в Минск шла через Дубровно, Оршу, Друцк и Борисов. Минск также был связан торговыми путями с Могилевом, Гродно, Брестом. По этим дорогам курсировали и «королевские дворяне», и окрестные крестьяне (ямщики).

В 1914 году в Беларуси насчитывалось уже 380 предприятий связи.

1 апреля 1918 года письмо впервые поднялось в воздух – из Петрограда в Москву.

В 1932 году в Беларуси открыта первая почтовая авиалиния Минск–Глусск–Паричи–Мозырь. В мае 1939 года открылась авиалиния Москва–Минск.

В годы Великой Отечественной войны из всех видов связи работала только почта. Маленький треугольник письма был единственным связующим звеном с фронтом.

В послевоенные годы в условиях непрерывного роста количества писем почта начала быстро развиваться технически.

Новый период в истории белорусской почты, ознаменованный разработкой и внедрением ряда новых услуг и современных технологий, начался в 1995 году.

Сегодня почта – это сложный механизм с разветвленной сетью отделений связи, оснащенный современным оборудованием, компьютерными системами, почтово-кассовыми терминалами. Все это позволило значительно повысить качество услуг.
В настоящее время национальный оператор почтовой сети РУП «Белпочта» предоставляет населению более 50 видов традиционных и непрофильных услуг.